Группа №8 Веселые Гномики.

Рабочая программа студии "Оригами"

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 141»

Рабочая программа студии «Оригами»

(интеллектуально – творческое развитие детей)

 

 

 

Разработали: Тимонина Е. А.

Игонина А.Н.

2018 – 2019 учебный год

 

 

Содержание

1. Целевой радел.

1.1.1 Пояснительная записка.

Программа «Оригами», как средство дополнительного образования старших дошкольников, поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.

Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста.

Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.

Содержание программы направлено на достижение цели ознакомления детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

 В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе

знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.

В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей

Программа составлена на основе:

1.  «Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В.

2. «Оригами для малышей» Черенкова Е.Ф.

3. «Интернет ресурсы http://stranamasterov.ru/user.

1.1.2 Цели и задачи реализации программы.

Цель программы: Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами как художественного способа конструирования из бумаги.

Основные задачи программы.

Обучающие:

  Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

  Формировать умения следовать устным инструкциям.

  Обучать различным приемам работы с бумагой.

  Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

  Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.

  Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

  Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

  Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.

  Развивать пространственное воображение.

 Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству оригами.

Расширять коммуникативные способностей детей.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

 

1.1.3 Принципы и подходы к реализации Программы.

Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

 

1.1.4 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в т. ч. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Возрастные особенности психического развития детей в возрасте от 3 до 4 лет:

В возрасте 3-4 лет общение ребёнка становится внеситуативным, и взрослый выступает для ребенка не только как член семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Главной особенностью игры, как новой ведущей деятельности, является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете, поэтому у одних детей в изображениях отсутствуют детали, а у других рисунки могут быть детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации, которая оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В младшем дошкольном возрасте развивается обследовательская деятельность. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов, до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Взаимоотношения детей со сверстниками ярко проявляются в игровой деятельности. Дети скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие, но уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Сознательное управление поведением только начинает складываться, но воспитанники, в значительной мере, ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Возрастные особенности психического развития детей в возрасте от 4 до 5 лет:

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия, что указывает на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться ради смысла игры, происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Графическое изображение человека характеризуется значительной детализацией (туловище, глаза, рот, нос, волосы, иногда одежды и ее детали). Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности и дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование, и постройки могут включать пять-шесть деталей. Появляется конструирование по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется развитием мелкой и крупной моторики, ловкости, координации движений.

К концу среднего дошкольного возраста дети способны называть форму, на которую похож тот или иной предмет, вычленять в сложных объектах простые формы, из простых форм воссоздавать сложные объекты, упорядочивать группы предметов по сенсорному признаку (величина, цвет, высота, длина, ширина). Начинает складываться произвольное запоминание и развивается образное мышление (использование простых схематичных изображений) для решения несложных задач. Развиваются такие особенности воображения, как оригинальность и произвольность, и дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Устойчивость внимания позволяет ребёнку сосредоточиться на деятельность в течение 15-20 мин. и удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция, а речь становится предметом активности детей. Дети активно занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. В содержании общения ребенка и взрослого ведущим становится познавательный мотив. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм, а в группах начинают выделяться лидеры. 

Возрастные особенности психического развития детей в возрасте от 5 до 6 лет:

Игровое взаимодействие детей 5-6 лет сопровождается речью, соответствующей по содержанию и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. В играх действия детей становятся разнообразными. Это возраст наиболее активной изобразительной деятельности. Рисунки представляют собой схематизированные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер, а изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и об эмоциональном состоянии человека.

В конструктивной деятельности дети используют и называют различные детали деревянного конструктора, овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться по схеме, по замыслу и по условиям, а также в ходе совместной деятельности. Используется различный материал (бумага, природный материала к художественному образу (в этом случае ребенок "достраивает" природный материал). Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей, легко выстраивают объекты по возрастанию или убыванию. С развитием образного мышления дошкольники 5-ти лет способны решить задачу в наглядном плане, совершить преобразования объекта. Совершенствуются обобщения, как основа словесно-логического мышления, а развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи, фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, словотворчество. Развитие связной речи позволяет старшим дошкольникам пересказывать, рассказывать по картинке, составлять описательные рассказы.

Возрастные особенности психического развития детей в возрасте от 6 до 8 лет:

В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни осваивают сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации.

Игровые действия становятся сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Образы окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. При условии правильного педагогического руководства у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Дошкольники 7 – го года жизни в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала и свободно овладевают обобщенными способами анализа изображений, построек (постройки становятся симметричными и пропорциональными). Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал, достаточно точно представляют себе последовательность постройки. В этом возрасте дети могут освоить сложные формы сложения бумаги, придумывать собственные. В конструировании из природного материала дошкольникам доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях действия.

Продолжают развиваться обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Внимание становится произвольным и может достигать в некоторых видах деятельности 30 минут. В связной речи отражается нарастающий словарь, характер обобщений (существительные, синонимы, антонимы, прилагательные). В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развитыми диалогическая и некоторые виды монологической речи.

Основные достижения дошкольника 7-8 лет связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры, освоением форм позитивного общения с людьми, развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

 

1.1.5  Планируемые результаты освоения программы

К концу года дети могут:

1. Самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блин»;

2. Изготавливать несложные поделки по образцу.

3. Знать и называть геометрические фигуры;

4. Ориентироваться на листе бумаги;

5. Уметь намечать линии;

6. Тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;

7. Уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.);

8. Добиваться конечного результата;

9. Самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников

Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:

Владение ножницами.

Обработка квадрата.

Создание основ (базовых форм) оригами

Аппликативное оформление оригами.

Составление творческих композиций.

Общие правила при обучении технике оригами:

Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.

Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.

При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.

Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.

После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

 

 

2. Содержательный раздел

2.1.1 Проектирование воспитательно-образовательного процесса

Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема занятий

 

Программные задачи

Дополнительное методическое обеспечение

Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности

1

2

3

 

4

5

6

1

 

Волшебные превращения бумажного квадрата

 

Познакомить детей с искусством оригами;  показать разнообразие видов бумаги, ее свойств; закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон;  учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.3-6

 

2

 

В некотором царстве, в бумажном государстве…

Заинтересовать детей изготовлением поделок в технике оригами, познакомить с некоторыми из них. Продолжать знакомить с искусством оригами.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.7-8

 

3

 

Мониторинг

Выявить уровень знаний и умений выполнять поделки в технике оригами.

 

 

4

 

Бабочка и лягушка

Упражнять детей  в умении узнавать геометрические фигуры; познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путем складывания  квадрата по диагонали.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.8-9

 

5

 

Отгадай загадку

Учить изготавливать новые поделки в технике оригами, используя знакомый прием складывания бумажных квадратов по диагонали.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.9-10

 

6

 

Знакомимся со свойствами бумаги

 

Познакомить детей с различными свойствами и качеством бумаги;

учить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в тематике оригами.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.10

 

7

 

Воздушный змей

Повышать интерес к изготовлению поделок в технике оригами; научить мастерить воздушного змея; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.11

 

8

 

Забавные зверушки

Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами; познакомить с одним из способов соединения деталей – склеиванием.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.11-12

Привлечь родителей к детской продуктивной и игровой деятельности.

9

 

Лисичка с челочкой

Повышать интерес к занятиям оригами через игру; научить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.13-14

 

10

 

Волшебное превращение стрелы

Продолжать учить мастерить поделки, используя пооперационную карту; познакомить детей с новой базовой формой «стрела», научить трансформировать её другие поделки.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.14

 

11

 

Коробочка

Познакомить детей с новым способом складывания бумаги; закрепить умение следовать инструкциям педагога.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.14- 15

 

12

 

Ветка  рябины

Учить детей самостоятельно «читать» пооперационную карту; закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела»; воспитывать умение работать в коллективе.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 15

 

13

 

Ёлочка

Создать хорошее настроение в предвкушении приближающего новогоднего праздника; продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя пооперационную карту и схему; познакомить с новой базовой формой «водяная бомбочка».

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 16-17;

Е. Ф. Черенкова

«Оригами для малышей»

стр. 23-24

 

14

 

Новогодние украшения

Вызвать у детей желание самостоятельно украсить группу к новогоднему празднику; продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 17-18

 

15

 

 Дед мороз

Вызвать радостное настроение в ожидании новогоднего праздника, заинтересовать детей изготовлением пригласительных билетов; совершенствовать навыки работы с ножницами.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 17

 

16

 

Снеговик

Закреплять умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий. Учить соединять заготовки в единое целое и добавлять деталями, изготовленными в технике оригами (ведро, нос)

Е. Ф. Черенкова

«Оригами для малышей»

стр. 25

 

 

17

 

Гномик

Учить детей изготавливать фигуру гномика, состоящую из 2 заготовок (голова, туловище); закреплять знание базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно. Закреплять навыки складывания квадратного листа в разном направлении, проглаживая сгибы.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 15

 

18

 

 Прыгающие лягушки

Повышать интерес детей к работе с бумагой через игру; продолжать учить детей мастерить игрушки в технике оригами, используя пооперационную карту.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 79-80

 

19

 

Ожившая сказка

Создать у детей хорошее настроение; повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приемы; учить использовать готовые фигурки в театрализованной деятельности.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 80-81

 

20

 

Викторина «Что? Где? Когда?»

Уточнить и закрепить знания детей об изготовлении поделок в технике оригами; повышать интерес детей к работе с бумагой.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 81-82

 

21

 

Волшебные превращения бумажного квадрата

Закрепить умение следовать инструкции педагога; познакомить с новой базовой формой «катамаран»; формировать речевое дыхание.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 82-83

 

22

 

Двухтрубный корабль

Продолжать развивать интерес к изготовлению фигурок в технике оригами; познакомить с новой базовой формой «блинчик»; учить использовать готовые поделки в игре.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 83-84

 

23

 

Поздравительная открытка к 23 февраля

Учить складывать парусник из 2 квадратов, соединяя их между собой с помощью клея. Продолжать учить составлять композицию на альбомного листа, аккуратно наклеивая детали. 

Е. Ф. Черенкова

«Оригами для малышей»

стр. 141-146

 

 

24

 

Скоро День защитника Отечества.

Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины -  к своим отцам и дедам, старшим братьям, побуждать сделать им приятное; совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами; закрепить умение мастерить поделки с использованием пооперационных карт и схем.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 85

 

25

 

Цветы

Учить детей изготовлению цветов в технике оригами; помочь каждому ребенку добиться желаемого результата.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 85-86

 

26

 

Мамин праздник

Познакомить с разными вариантами художественного оформления открыток с использованием готовых фигурок, выполненных в технике оригами; закрепить умение мастерить фигурки оригами, используя пооперационные карты и схемы.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр. 86-87

 

27

 

Панно «Хризантемы»

Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами; закрепить умение пользоваться ножницами.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.86

 

28

 

Грач

Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, используя пооперационную карту на основе новой базовой формы «рыба»; совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.87-88

 

29

 

Весёлые человечки

 Совершенствовать навыки работы с ножницами; учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.88-89

 

30

 

День космонавтики

Уточнить знание детей о празднике «День космонавтики»; продолжать учить преобразовывать одну бумажную фигуру в другую, используя пооперационные карты; закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.90-91

 

31

 

Раз, два, три, лодочка плыви

Познакомить детей с изготовлением  поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги; упражнять в свободном выборе цвета;

поощрять использование готовых поделок в играх.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.91

 

32

 

Веселые мордашки

Закрепить навыки складывания ранее изученных фигур, на основе базовой формы «Треугольник»

Е. Ф. Черенкова

«Оригами для малышей»

стр. 81-101

 

33

 

Праздник мальчиков

Продолжать знакомить с историей оригами; упражнять в изготовлении новой поделки путем соединения нескольких деталей.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.92

 

34

 

Журавлик

Продолжать знакомит детей с японской историей; воспитывать чувство сострадания, соучастия в происходящем вокруг; совершенствовать умение мастерить поделки, используя пооперационную карту.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.93

 

35

 

В бумажном царстве - государстве

Повышать интерес к работе с бумагой  через игру, сказку; закрепить умение пользоваться пооперационными картами и схемами при изготовлении поделок в технике оригами.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду» стр.94-95

 

36

 

Мониторинг

Выяснить  как ребенок усвоил  требования программы по оригами

 

 

 

 

 

2.1.2 Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

 

Социально-коммуникативное развитие

создание на занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников

участие детей в подготовке и уборке рабочего места

формирование навыков безопасного  поведения в работе с клеем, ножницами.

Познавательное развитие

активизация мышления детей (через самостоятельный выбор оборудования),  специальные задания на ориентировку на листе бумаги,  закрепляющие знания об окружающем  мире ( о живой и неживой природе), просмотр и обсуждение познавательных книг, презентаций, фильмов

Речевое развитие

проговаривание действий , поощрение речевой активности детей в процессе деятельности

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки, динамические паузы под музыку

 

2.1.3 Способы и направления поддержки детской инициативы.

Образовательная область

Направления поддержки детской инициативы

Физическое развитие

Создание условий для свободного выбора детьми двигательной деятельности участников совместной деятельности.

Недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах двигательной деятельности.

Создание ситуации успеха.

Социально-коммуникативное развитие

Уважительное отношение к ребёнку;

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;

Создание условий для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей;

Поддержка самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной);

Словесное поощрение;

Стимулирование детской деятельности;

Повышение самооценки;

Создание ситуации успеха.

Познавательное развитие

Уважительное отношение к ребёнку;

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;

Создание условий для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей;

Поддержка самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной);

Словесное поощрение;

Стимулирование детской деятельности;

Повышение самооценки;

Создание ситуации успеха

Речевое развитие

Создание речевой ситуации;

Создание успеха;

Поощрения;

Участие в речевых играх;

Конкурсы;

Создание предметно – развивающей среды.

Художественно-эстетическое развитие

Непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку к его чувствам и потребностям, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, создание условий для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, создание условий для овладения культурными средствами деятельности, организация видов деятельности, способствующих художественно-эстетическому развитию детей, проектная деятельность.

 

 

2.1.4 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам: «Что такое «оригами»?», «История искусства оригами», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг».

 

 

 

3. Организационный раздел.

3.1.1 Описание материально-технического обеспечения Программы

Бумага: непосредственно рабочая цветная из набора и рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.

Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)

Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)

Салфетки: бумажная, тканевая.

Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами

Кисти.

 

3.1.2 Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

Программа рассчитана на 1 год (всего в год 36 занятий). Занятия проводятся пять раз в неделю, с сентября по май.  Продолжительность занятий 20 – 25 минут.

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество организованных образовательных ситуаций в неделю

Длительность образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

36

1

25 минут

подрупповая (8-16 человек)

Программой предусмотрено проведение:

диагностических занятий –  2

практических занятий – 34

Педагогический анализ знаний и умений проводится два раза в год.

Методы, используемые на занятиях:

беседа, рассказ, сказка;

рассматривание иллюстраций;

показ образца выполнения последовательности работы, интеграция образовательных областей в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Общий план занятий:

Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.

1. Подготовка к занятию (установка на работу).

2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):

повторение названия базовой формы;

повторение действий прошлого занятия;

повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.

3. Введение в новую тему:

загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);

показ образца;

рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);

повторение правил складывания.

4.  Практическая часть:

показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);

вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»;

текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);

самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;

оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;

анализ работы воспитанников (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

Формы подведения итогов реализации программы:

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок детских работ.

Оценка результативности программы:

В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.

 

 

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

п/п

Фамилия, имя

ребенка

Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить

Умение изготовить несложную  поделку, следя за  показом педагога и слушая устные пояснения

Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.)

Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу

Точность и аккуратность выполнении работы

Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат  своей работы

Общее количество баллов

Процент усвоения программы

1

2

3

4

5

6

7

8

ЛИТЕРАТУРА

1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И.Е. Федосовой. — М. : Издательство «Национальное образование», 2015. — 368 с. — (Серия «Вдохновение»).

2. Черенкова, Е. Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей [текст] / Е. Ф. Черенкова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. – 154 с. – (серия «Учимся играючи», «Азбука развития»).

3. Художественно-творческая деятельность. Оригами [текст]: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И. А. Рябова, О. А. Дюрлюкова.   Волгоград: Учитель, 2012. – 95 с.

4. Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ.

 

29 января 2019 в 12:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.